Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Путина В.В. от 22.02.2018 № Пр-321ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации в части реализации и актуализации целевых моделей по улучшению условий ведения бизнеса Минэкономразвития России проводит опрос среди бизнес-сообществ в части вопросов улучшения делового климата, используя новый формат взаимодействия с субъектами Российской Федерации и непосредственно предпринимателями (http://целевыемодели.рф).
Опрос проводится по 4 целевым моделям:
– «Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Российской Федерации»;
– «Качество инвестиционного портала субъекта Российской Федерации»;
– «Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности»;
– «Эффективность деятельности специализированной организации
по привлечению инвестиций и работе с инвесторами».
Опрос организован на общероссийской онлайн -площадке взаимодействия бизнеса, общества и власти – портал «Стратегия РФ» http://strategyrf.ru.
Учитывая изложенное, убедительная просьба предпринимательскому сообществу Цимлянского района принять участие в вышеуказанном опросе.
Памятка начинающему предпринимателю!!!
Памятка предназначена для людей, которые хотят открыть свой бизнес.
В настоящем документе идет речь об основных шагах начала осуществления предпринимательской деятельности, в том числе с учетом реалий текущего периода.
В частности, необходимо принять во внимание недавние изменения в законодательстве, которыми по отдельным видам предпринимательской деятельности введён уведомительный порядок открытия бизнеса.
Уведомительный порядок открытия бизнеса.
В соответствии со ст.8 Федерального закона №294 - ФЗ от 26.12.2008 г «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 1 июля 2009 года введён уведомительный порядок начала осуществления некоторых видов бизнес - деятельности.
Речь идет о следующих сферах:
- предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;
- предоставление бытовых услуг;
- предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;
- розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
- оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);
- предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
- предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
- производство текстильных материалов, швейных изделий;
- производство одежды;
- производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;
- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за
- исключением мебели;
- издательская и полиграфическая деятельность;
-деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).
Для начала осуществления деятельности в уведомительном порядке необходимо:
• зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
• встать на налоговый учет;
• привести деятельность в соответствие с законодательством (в том числе привести в соответствие с обязательными требованиями здания и сооружения, помещения, оборудование, транспортные средства);
• заполнить уведомление по форме, утверждаемой постановлением Правительства РФ (указывается информация о юридическом лице и предпринимателе, а также о планируемом виде деятельности);
• направить уведомление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (Роспотребнадзор, ФМБА России или Ространснадзор). Уведомление направляется после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе, но до начала фактического осуществления деятельности.
• В дальнейшем юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны сообщить в письменной форме дополнительно в уполномоченный федеральный орган сведения о следующих изменениях:
• изменение места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности;
• изменение места жительства индивидуального предпринимателя;
• реорганизация юридического лица.
• Неисполнение требования о направлении уведомления либо представление
• уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет за собой ответственность (ее размеры пока не установлены).
Таким образом, после соблюдения всей этой процедуры с предпринимателя не могут требовать дополнительных, излишних разрешений и согласований.
Далее речь пойдет об основных моментах при открытии бизнеса.
1. Регистрация юридического лица или статуса индивидуального предпринимателя и постановка на налоговый учет
• Чтобы начать свою собственную деятельность, необходимо пройти государственную регистрацию - а проще говоря, зарегистрироваться в налоговой службе. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
• Регистрирующим органом является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
• Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Для регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица в налоговый орган следует представить документы:
• Для индивидуального предпринимателя (если он является гражданином РФ):
o подписанное заявителем заявление о государственной регистрации
o копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя
o документ об уплате государственной пошлины.
• Для юридического лица:
o подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Вопросы создания юридического лица:
• решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
• выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
• документ об уплате государственной пошлины. Пошлина за регистрацию индивидуального предпринимателя составляет 800 рублей; за регистрацию юридического лица - 4000 рублей.
Примечание:
Законодательство РФ не содержит требования по формированию индивидуальным предпринимателем уставного капитала. Это означает, что фактически можно начинать свою деятельность даже без минимальных "стартовых вложений". При регистрации статуса индивидуального предпринимателя необходимо помнить о полной имущественной ответственности индивидуального предпринимателя по своим обязательствам. Это тот фактор риска, на который нужно обратить внимание, особенно если есть то, что можно потерять. Законодательство не запрещает индивидуальным предпринимателям принимать на работу наемных работников.
Следует отметить, что ведение бизнеса в статусе индивидуального предпринимателя, с учетом всех нюансов, в большей степени подойдет для сегмента малого или среднего бизнеса и в первую очередь в том случае, если предприниматель единолично, без привлечения партнеров, желает решать все возникающие в процессе деятельности проблемы.
2. Выбор организационно-правовой формы для юридического лица.
Как известно, организационно-правовых форм юридически лиц много, но, на наш взгляд, следует остановить свое внимание на обществе с ограниченной ответственностью (ООО). Это наиболее оптимальная форма для малого и среднего бизнеса, и большинство организаций в данном сегменте представлены именно такой формой. Объясняется это, в первую очередь, простотой создания, оперативностью и высоким уровнем управленческого контроля, возможностью относительно простого выхода из состава учредителей.
Деятельность ООО определяется специальным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
ООО должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Закон об ООО не запрещает учреждать общество одним лицом. Число участников общества не должно быть более пятидесяти.
Учредительным документом ООО является устав, в котором должно быть указано: полное и сокращенное фирменное наименование общества; сведения о месте нахождения общества; сведения о составе и компетенции органов общества; сведения о размере уставного капитала общества; права и обязанности участников общества и др. Размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
3.Определение видов экономической деятельности (ОКВЭД)
Для осуществления предпринимательской деятельности предприниматель при государственной регистрации своей деятельности должен определиться с конкретными видами деятельности, которые он планирует осуществлять. Конкретные виды экономической деятельности устанавливаются в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 004-93.
При создании организации или регистрации статуса индивидуального предпринимателя или юрлица необходимо указать общее количество видов деятельности, которыми юридическое лицо собирается заняться.
4.Открытие расчетного счета.
Следующим этапом при учреждении собственного дела является открытие расчетного счета в банке.
Для индивидуального предпринимателя:
Счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства. Для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью, индивидуальными предпринимателями открываются расчетные счета.
Для открытия расчетного счета индивидуальный предприниматель должен представить в банк документ, удостоверяющий личность, банковскую карточку, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Открыв счет, индивидуальные предприниматели обязаны в течение семи дней со дня его открытия письменно сообщить об этом в налоговый орган по месту жительства. При нарушении данного требования ему грозит штраф в размере 5000 руб.
Индивидуальные предприниматели уведомляют налоговую инспекцию только о счетах, используемых в предпринимательской деятельности.
Для юридического лица:
Расчетные счета открываются юридическими лицами для совершения расчетов, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой. Для открытия расчетного счета необходимо предоставить в банк следующие документы:
• свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
• учредительные документы юридического лица.
• лицензии (разрешения), выданные юридическому лицу в установленном законодательством Российской Федерации порядке на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, в случае если данные лицензии (разрешения) имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента заключать договор банковского счета соответствующего вида;
• банковскую карточку;
• документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке, на распоряжение денежными средствами, находящимися на банковском счете, а в случае когда договором предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными средствами, находящимися на счете, с использованием аналога собственноручной подписи, документы, подтверждающие полномочия лиц, наделенных правом использовать аналог собственноручной подписи;
• документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного
органа юридического лица;
• свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Юридические лица обязаны в течение 7 дней письменно сообщить в налоговый орган, соответственно по месту нахождения организации, об открытии или о закрытии своих счетов (лицевых счетов).
Для справки: сумма наличной сделки между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами не должна превышать 100 тыс. руб. Иными словами, в рамках одного договора партнеру можно передать наличными только 100 тыс. руб. Данное ограничение касается расчетов предпринимателя с юридическими лицами и другими ИП, на расчеты с физическими лицами оно не распространяется.
5. Выбор системы налогообложения
Следует сказать, что в Российской Федерации подавляющее большинство малых и средних предпринимателей работают с применением следующих систем налогообложения:
• Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - около 56% предпринимателей.
• Упрощенная система налогообложения (УСН) - около 35% предпринимателей.
• Общая система налогообложения - около 8% предпринимателей;
• УСН на основе патента - 1,5%
Речь о добровольном выборе системы налогообложения может идти только в случае выбора между применением УСН или общей системы налогообложения, поскольку применение ЕНВД является обязательным в случае принятия соответствующего нормативно-правового акта представительным органом местного самоуправления, органами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Если вы планируете ведение крупного бизнеса с высоким уровнем доходности, если ваши предполагаемые партнеры будут настаивать на выставлении вами счетов-фактур, чтобы принять «входной» НДС к вычету, то придется остановиться на общей системе налогообложения, т.к. для ее применения нет никаких количественных, оборотных и иных критериев-ограничений.
Если планируется некрупный бизнес, то у Вас есть возможность работать на упрощенной системе налогообложения.
Преимущества очевидны.
Во-первых, вместо налога на прибыль, НДС (кроме таможенного и вытекающего из операции в рамках договора простого товарищества (доверительного управления)), ЕСН, налога на имущество организации Вы будете платить единый налог. Налоговая ставка будет составлять 6%, если вы выберете в качестве объекта налогообложения доходы, и 15%, если объектом будут доходы, уменьшенные на величину расходов. Причем в ряде регионов данная ставка была снижена до 10 и 5%.
Напомним, что «упрощенцы» обязаны платить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Во-вторых, организации на УСН не ведут в полном объеме бухучет, а ведут только учет основных средств и нематериальных активов.
Правда, применение УСН имеет ряд ограничений. Так, в частности, не могут применять УСН: организации, имеющие филиалы и представительства; банки; бюджетные учреждения; иностранные организации и т.д.
Важным ограничением, препятствующим применению УСН, является превышение определенного лимита доходов. С 2010 года эта сумма будет составлять 60 миллионов рублей. А перейти на «упрощёнку» можно будет, если за 9 месяцев предыдущего года доходы не превысили 45 млн. рублей.
Также Налоговый кодекс позволяет осуществлять ряд видов деятельности на основе патента. В настоящее время таких видов деятельности 69. Уплатив стоимость патента (устанавливается индивидуально для каждого вида бизнеса субъектами РФ), предприниматель может осуществлять деятельность без дополнительного налогообложения.
Применение патентного УСН освобождает предпринимателей от уплаты ряда налогов - НДФЛ, налога на имущество физических лиц, ЕСН и НДС.
Важно отметить, что патент действует только на территории того региона, где он выдан. При этом ИП вправе подать заявление на получение еще одного патента для применения УСН на территории другого субъекта РФ.
Индивидуальные предприниматели, которые осуществляют несколько видов деятельности, могут также совмещать применение патентной УСН с обычной УСН и иными режимами налогообложения.
Важным условием применения УСН на основе патента является то, что среднесписочная численность работников за период, на который выдан патент, не должна превышать 5 человек.
И, наконец, следует сказать о расчете стоимости патента. Стоимость патента рассчитывается как 6% (ставка налога) умноженные на потенциально возможный годовой доход, установленный законом субъекта РФ для конкретного вида деятельности.
Одним из наиболее распространенных режимов налогообложения является ЕНВД. В первую очередь, следует отметить, что ЕНВД, в отличие от УСН, является обязательным налоговым режимом - организация или ИП обязаны на него перейти, если органом местного самоуправления принят соответствующий нормативно-правовой акт, обязывающий применять ЕНВД для определенных видов деятельности.
Среди основных преимуществ данного налогового режима - освобождение от уплаты ряда налогов. Организации, применяющие ЕНВД, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Индивидуальные предприниматели соответственно освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единого социального налога. Кроме того, организации и ИП, применяющие ЕНВД, не являются плательщиками НДС.
Плательщики ЕНВД обязаны вести бухучет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке, никаких исключений и льгот для них не предусмотрено, как например, для плательщиков УСН.
Что касается ставки ЕНВД, то она составляет 15% от величины вмененного дохода. В свою очередь, вмененный доход равен произведению базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
6. Ведение бухгалтерского учета и предоставление отчетности
В соответствии с законодательством РФ вести бухгалтерский учет должны все организации (юридические лица), находящиеся на территории Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ.
Организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (УСН), освобождаются от обязанности по ведению бухгалтерского учета.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов.
Индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций. Данный порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, находящихся только на общей системе налогообложения.
Таким образом, индивидуальный предприниматель должен вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.
7. Применение ККТ и ведение кассовой книги
В соответствии, с общим порядком для ведения предпринимательской деятельности необходимо применять контрольно-кассовую технику. Но из этого правила есть ряд исключений:
• во-первых, в соответствии с п.3 ст.2 Закона о ККТ осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности в силу своей специфики возможно без применения ККТ. Полный перечень данных видов деятельности установлен в вышеуказанном пункте: это, например: продажа ценных бумаг; продажа лотерейных билетов; торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив и др.
• во-вторых, применение организациями и ИП бланков строгой отчетности, заменяющих применение ККТ.
• в-третьих, предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, имеют право не применять ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
• Если предпринимателю всё-таки необходимо приобретать ККМ, то её необходимо надлежащим образом зарегистрировать. Для этого предприниматель представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по утвержденной форме. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания). Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней регистрирует контрольно-кассовую технику
• Юридические лица в Российской Федерации обязаны вести кассу. Отметим, что в данном случае речь идет не о контрольно-кассовых машинах (ККМ), которые используются в расчетах с населением за проданные товары, т.е. подразумевается определенная сумма наличных (касса), из которых бизнесмен выдает деньги под отчет, на хозяйственные покупки, выплачивает зарплату.)
• Что касается индивидуальных предпринимателей, то тут вопрос не однозначный. В соответствии с Налоговым кодексом РФ на индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН и ЕНВД, распространяется действие порядка ведения кассовых операций, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
• У индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Таким образом, ИП, применяющие УСН и ЕНВД, должны вести кассовую книгу. Что касается индивидуальных предпринимателей на общей системе налогообложения, то в законодательстве нигде не установлена их обязанность по ведению кассы и информация относительно формы оформления кассовых документов. Тем не менее, практика показывает, что для избежания конфликтных ситуаций с налоговыми органами всем индивидуальным предпринимателям предлагается вести кассовую книгу.
ИСТОЧНИКИ:
• Все нормативно-правовые акты, указанные выше, находятся в открытом доступе. Актуальные редакции этих документов можно найти на сайтах: www.consultant.ru , www.garant.ru , http://www.kodeks.ru/
Нормативные правовые акты, касающиеся вопроса открытия бизнеса:
• Налоговый кодекс Российской Федерации
• Гражданский кодекс Российской Федерации
• Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
• Федеральный закон от 26.12.2008 г №294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
• Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
• Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
• Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
• Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
• Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
• Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»
• Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе»
• Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»
• Постановление Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»
• Приказ ФНС России от 17.01.2008 № ММ-3-09/11@ «Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 НК РФ»
• Приказ Министерства Финансов РФ от 13 августа 2002 года №86н «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей»
• Приказ Минпромторга России от 30 декабря 2008 г. № 480 «О государственном реестре контрольно-кассовой техники»
• Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 004-93
• Инструкция ЦБ РФ от 14.09.2006 N 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»